CoMa

Манифест

Современная русская музыка – это мы. СоМа — союз очень разных авторов. Наши различия нас объединяют. Нам дорого наше творческое соперничество: среди нас есть левые и правые, разбрасыватели и собиратели камней, созерцатели и драматики, авторы маниакального и депрессивного типов, экстремисты и фундаменталисты.

Наша эстетическая платформа – отношение к языку и традиции.

Мы против упрощения языка, против академического использования выразительных средств прошлого, заигрывания с публикой, «облегчающего» восприятие, а на деле серьезно опускающего планку коммуникации.

Преобладание академизма в музыке нашего времени порождает реакцию. Концепция смерти автора, сама по себе достойная уважения, становится предметом спекуляций неоконсерваторов от культуры. С другой стороны, собирательный образ общественно бесполезного композитора-академиста обесценивает делание музыки и живой рост традиции.

Музыка находится в обычном процессе развития. Сейчас он связан с новыми технологиями и с новыми техниками коммуникации, а равно с историческим опытом, который с каждой минутой ускоряющейся истории все более обогащается.

Музыка – самая мощная машина памяти среди всех, созданных культурой. Она, как и секс, может доставать до дна бессознательного.

Любая машина памяти, даже самая авангардная, работает на топливе воспоминаний. Поэтому СоМа против хранения традиции. СоМа будет жечь традицию в звуковых топках новых машин памяти. Именно так всегда и хранилась традиция. Совместное переживание не означает сохранения объекта воспоминаний. Хранить – значит сдавать позиции. Хранить можно архитектуру или музейную коллекцию, но не музыку. Музыка живет только в движении.

СоМа не поддерживает традицию; СоМа поддерживает традицию обращения с традицией. История, в том числе история прошлого, пишется сегодня. Наша цель – непрерывный пересмотр истории.

По расхожему мнению, беда новой музыки в том, что она не может преодолеть колоссальный разрыв между специализированным опытом композитора и опытом слушателя. Мы считаем, что искусство держится на этом разрыве. Музыкальное произведение – это не ноты, не звуки, не восприятие и не продукт. Это – путь. Это коммуникативный мост, наведенный над пропастью между опытом автора и опытом «человека из публики». И чем безнадежнее эта пропасть, тем глубже переживание, тем острее ощущение невесомости, свободы от догм и правил.

Системы ценностей и стереотипы, в том числе наши собственные – это и есть материал, сопротивление которого СоМа будет преодолевать.

Назад
CoMa
группа композиторов Сопротивление Материала
item8
Назад